Offliner
2012-2013 учебный год
ФГБОУВПО НИИ
КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
КОЛЛЕКТИВ КАФЕДРЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПРИВЕТСВУЕТ ВАС !
 
  »  УЧЁБА        »  НАУКА      » ПЕРЕПИСКА     »  СПОРТ    

РЕФЕРАТЫ
  ОСТЕОХОНДРОЗ
  МУЗ.СОПРОВОЖД.
  КОМПЛЕКС РАЗМИНКИ
  АКТИВНОЕ ВОССТАН.
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 

 

 

»КАРТА САЙТА

МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 
 

МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

НОРИЛЬСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Музыкальное сопровождение во время занятий физической культурой.
1.Историческая справка.
2.Основы физиологического восприятия музыкальных произведений человеком.
3.Цели и задачи
4.Возможности использования
5.Эстетическое воспитание и культура
6.Музыка как средство формирования развития личности.
7.
Историческая справка: Просмотреть учебники музыкальных школ. Позывные военных битв, подражание птицам, животным, африканские там-тамы, бубен шамана, пастушья дудка. Возникновение нотного стана, становление и хронология музыкальных произведений, их классификация.
Основы физиологического восприятия музыкальных произведений человеком: Просмотреть учебники
«Анатомия и физиология животных».
Цели и задачи
При проведении занятий физической культуры у преподавателя возникает ряд задач, которые он должен решить в определённой последовательности, чтобы реализовать тот оздоровительный эффект, который ему необходимо донести до студента. Если рассмотреть особенности поэтапно и последовательно по частям урока, то наибольшая информативная нагрузка падает на Вводную и Основную части урока. Не будем затрагивать особенности и трудности всех частей урока. Остановимся на наиболее важной, где происходит разминка, разогрев учащихся. От её эффективности и составляющих в основном зависит дальнейшая деятельность учащихся на занятиях.
Одновременно в одном лице преподавателю необходимо:
1.Объяснять упражнение
2.Показывать его
3.Подавать команду на исполнение.
4.Задавать ритм и темп исполняемого упражнения голосом : «один, два, три…»
5.При необходимости делать методические замечания по ходу выполнения.
6.Останавливая, готовить к последующему упражнению…
Всё это выполнимо, т.к. у него для этого есть профессиональные навыки и подготовка.
Но признайтесь, что выполнять все эти пункты одновременно в течение каждого занятия…
Если рассчитать по длительности исполнения по каждому пункту в отдельности, то на пункт 4: Задавать ритм и темп исполняемого упражнения голосом : «один, два, три…» приходится …90% от ОБЩЕГО времени. По существу, эту механическую работу можно выполнять на барабане, музыкальном инструменте, а лучше всего под музыкальное сопровождение, посредством технических средств обучения, с заранее рассчитанным темпом и ритмом к каждой части урока.
При этом, если объединим все остальные пять пунктов, суммируя их с техническими средствами обучения, то увидим, что на все остальные пункты у нас появилось гораздо больше времени, чтобы не прерывая разминку увеличить и эффективность заданий и информационное поле в целом.
·Использование заданного ритма и темпа при выполнении физических упражнений: в начале занятия, на разминке, основном, это ритмы: на три четверти (вальс), четыре четверти , темп 140 ударов в минуту. После разминки темп музыкального сопровождения несколько снижается до 120 ударов в минуту и к концу второй трети занятия переходит на спокойные, ритмичные мелодии 100 -120 ударов в минуту.
·Дисциплинирует учащихся. Выполнение обще - развивающих упражнений под музыкальное сопровождение организует волевые усилия учащихся на выполнение предложенных упражнений в заданном темпе и ритме, концентрирует их внимание одновременно и на качестве выполняемых упражнений (амплитуде) и на координации движения, что в совокупности даёт положительный эффект
·положительные эмоции, настроение. Чтобы понять, о чём идёт речь, сделаем небольшое отступление. Всё, о чём говорится ниже , учитывается в совокупности, используется как рекомендация, совет. Рассмотрим это на небольшом примере. Допустим, группа занимающихся, 1 курс, в количестве 40 юношей и 10 девушек. На занятия, как правило, не приходят все одинаково. А это значит, что кто-то опоздал, кто-то пришёл пораньше, у кого-то проблемы со здоровьем, кто-то не выспался, у кого-то хорошее настроение, у кого-то нет... И вот, с самого начала занятия каждого из учащихся необходимо ОРГАНИЗОВАТЬ. Если этого не происходит, то возникают причины, тормозящие учебный процесс, а именно: приходится чаще делать замечания в процессе выполнения упражнений, иногда повторять их. Происходит больше нарушений техники безопасности. Приходится снижать нагрузку, интенсивность, делать паузы, формировать волевые усилия, настраивать на преодоление отрицательных эмоций… На всё это уходит время…
Поднять всем внимание, настроение, уровень эмоций ОДНОВРЕМЕННО. Возможно ли это в современных условиях?
При грамотном использовании музыкального сопровождения во время занятий было замечено, что поднимается положительная эмоциональная волна, в несколько раз повышается эффект врабатывания учащихся в самый трудный момент включения в работу каждого отдельно взятого студента . В основном это происходит на фоне положительных эмоций восприятия музыкального сопровождения, ритм которого непроизвольно формирует тот общий темп и ритм, к которым каждый из обучаемых настраивается индивидуально. Этот «рабочий фон» поддерживается во время использования музыкальных фрагментов автоматически. Замечено, что при таком «рабочем фоне» студенты более внимательны к своим товарищам по группе, относятся более доброжелательно, качественнее выполняют предложенные задания. «Психологический климат» всего занятия в целом так же меняется в лучшую сторону. А у преподавателя при наличии такого эффективного «помощника», который отбивает ритм и поднимает положительные эмоции одновременно, появляется возможность корректировать общую картину занятий, акцентируя свою деятельность на главной задаче:
формировании качественного правильного умения и навыка каждого отдельно взятого студента на более высоком уровне:
·Формирование распределения усилий при различных вариантах физической нагрузки.
·Обучение умениям и навыкам при использовании музыкального сопровождения
Возможности использования:
·Уроки физической культуры
·Организация занятий происходит на более высоком уровне. У преподавателя появляется больше возможностей на совершение методических замечаний, использование приёмов и методов индивидуального подхода, т.к. темп и ритм физических упражнений происходит под музыкальное сопровождение. Происходит перераспределение информационного поля в самом учебном процессе и появляются дополнительные возможности при подаче дидактического материала.
·Тренировочный процесс
·Домашние задания
·Производственная гимнастика
Эстетическое воспитание и культура:
·Сочетание эстетики и физических упражнений
·Музыка как средство формирования развития личности:
·Формирование физических качеств на уровне нравственного восприятия.
Более полная сосредоточенность. Ярко выраженная эмоциональность позволяет добиться более высоких результатов, помогает суммировать поставленные задачи, результат, т.к. в основном все комплексы обще
·Раскованность движений наступает гораздо быстрее.
·Более координированные движения
·При использовании заданного ритма и темпа происходит подбор наиболее оптимального варианта сочетания:
Количества нагрузки
Интенсивности выполнения физических упражнений.
·Происходит предварительная информационная подготовка обучаемых, настраивает и сосредотачивает их на выполнение последующих физических упражнений в заранее заданном преподавателем ритме и темпе.
Методические указания:
Вводная беседа со студентами о том, что музыкальное сопровождение не является элементом развлечения в режиме дискотеки, а является Средством, помогающим им в достижении более высоких результатов в процессе занятий и качества обучения.
Музыкальные фрагменты к каждой части урока подбираются по темпу и ритму и составляются заранее, с учётом всех его трёх частей: Вводной, Основной и Заключительной.
Контроль над исполнением музыкальных фрагментов должен постоянно находиться у преподавателя в виде пульта управления, включающего или выключающего данное техническое средство в зависимости от цели и задач урока.
Проверка и настройка технического средства обучения в его работоспособности производится так же непосредственно перед занятиями.
Вводная : 25-30 минут. Самая сложная часть занятия. Состоит из переклички, постановки цели и задачи занятия, разминки в движении, на месте, всевозможных эстафет. Начиная с ходьбы на месте, с переходом на упражнения в движении, прыжки, бег, где темп и ритм заданий меняется, музыкальные фрагменты должны быть приблизительно одного ритма - 140 ударов в минуту.
Если последующие упражнения необходимо выполнять быстрее или медленнее ритма заданного музыкального фрагмента, то можно выключить музыкальное сопровождение и объяснить это студентам. При выполнении данного задания музыку можно не включать, или смотреть по обстоятельствам. К примеру, если упражнения по ходу разминки должны выполняться медленнее в два раза того ритма, который находится в работе, то отсчет ритма можно сопровождать голосом: раз, два, три, четыре, и т д., пропуская отсчёт через такт. В этом случае мобильность, интерпретация звукового фрагмента в процессе занятия воспринимается как само собой разумеющееся, нежели остановить занятия и подбирать музыкальный фрагмент, подходящий по ритму. Любое музыкальное сопровождение – это, прежде всего, динамичность, непрерывность выполнения физических упражнений, переходящих так же непрерывно из одного в другое, сочетающих в себе элементы напряжения с последующим расслаблением. Своего рода непрерывный танец, состоящий из набора целенаправленных физических упражнений под музыку.
Основная часть занятий, 40-50 минут. Ритм мелодий переходит на 100 - 120 ударов в минуту.
Мелодии должны быть простыми и узнаваемыми как по ритму, так и по содержанию.
В музыкальных фрагментах не должно быть ненормативной лексики.
Не должно быть агрессии ни в словах, ни в музыке.
«Производительность» занятий происходит на максимальном предельном уровне, поэтому контроль за перегрузками и ограничение в дозировке как отдельно взятого упражнения, так и всего занятия в целом, выражается прежде всего в уменьшении количества повторов на 15%-20%, времени выполнения разминки с 25-30 минут до 10 -15 минут, т.к. паузы между последующими упражнениями практически отсутствуют и эффективно включён только активный фактор восстановления, компенсируемый только лишь за счёт перегрузки сердца. Поэтому, ориентируясь на средние показатели интенсивности нагрузки, они должны быть в рамках 10 -15 минут. Впоследствии длительность разминки можно увеличить, но не более чем до 20-25 минут.
В мелодиях желательно не иметь повторов в течение всего занятия.
Схематично отдельно взятое занятие с таким средством технического обучения как музыкальное сопровождение, проведённое на хорошем уровне, выглядит как хорошо разыгранный музыкальный спектакль. И тем выше его качественные показатели, чем больше происходит предварительная подготовка к этим занятиям в подборе музыкальных фрагментов, структуры обще развивающих упражнений, подготовке самого преподавателя в овладении всех методов и средств обучения для более гармоничного проведения занятий на более высоком уровне.
На втором этапе можно привлечь к организации разминки из наиболее активной части студентов. Заранее среди них проводится небольшой семинар о структуре обще развивающих упражнений на месте, по группам мышц, последовательности, осанке, технике исполнения, навыкам команд, взаимодействия с техническими средствами обучения.
При такой структуре занятий

Составлено : Старший преподаватель физического воспитания НИИ
«_____________________» Мальцев В.Г.,    г. Норильск, 1 октября 2002 г.

 
     
По вопросам информационной поддержки обращайтесь: maltsevvg@norvuz.ru  


      Безопасность | Лицензирование | Условия использования | Контакт
Copyright © 2005-2012 г. maltsevvg@norvuz.ru Все права защищены.